Отказ в согласовании перепланировки квартиры в 2020 году по ЖК РФ: что делать и как обжаловать

Одним из основных этапов согласования перепланировки в жилом или нежилом помещении является сдача документов на рассмотрение в жилищную инспекцию. Если в вашем районе действует многофункциональный центр госуслуг МФЦ, (теперь он называется «Мои документы») то бумаги сдаются туда, а уже сотрудники МФЦ передают их в отделение жилищной инспекции округа.

После того, как комплект документов проверен сотрудником службы «одного окна» МФЦ или МЖИ, мы получаем на руки выписку о приеме документов и экземпляр заполненного заявления со штампом жилищной инспекции, в котором прописаны три основные позиции.

Отказ в согласовании перепланировки квартиры в 2020 году по ЖК РФ: что делать, как обжаловать

Казалось бы, осталась формальность — заехать в указанный срок  и получить на руки экземпляр разрешения, ведь для этого есть все основания:

  • вы проконсультировались в МЖИ
  • специалисты разработали для вас проектную документацию
  • ​вы собрали все документы
  • сотрудник службы «одного окна» проверил на месте правильность оформления и наличие всех необходимых документов (в случае, если чего-то не хватает, или имеются ошибки, заявление и остальной пакет документов просто не примут»

Однако по истечении установленного срока рассмотрения документов на перепланировку (от 20 до 35 рабочих дней) все равно может быть получен отказ от Жилинспекции в перепланировке квартиры.

Причем отрицательный результат бывает примерно в 15% случаев от общего количества дел, сданных в жилищные инспекции на рассмотрение, а в последнее время (вторая половина 16 года) по нашему ощущению количество оказов еще даже возросло.

Отказ в согласовании перепланировки жилого помещения, нежилого помещения или квартиры — явление, к сожалению, частое и может испугать неискушенного «согласователя».

Как не попасть в эти 15%? Для этого необходимо досконально знать законодательство в сфере проектирования, а также практические нюансы в сфере разработки проектной документации по перепланировкам.
Дело в том, что жилищное законодательство часто предполагает формулировки, которые могут трактоваться весьма широко.

Кто может получить отказ от Жилинспекции в перепланировке квартиры?

Отказы (по разным причинам) в перепланировке квартиры бывают как у тех, кто согласует перепланировку сам, так и у фирм-посредников, но у вторых, конечно, это случается реже. В целом, отказ в предоставлении государственной услуги (в перепланировке квартиры) не представляет из себя ничего страшного.

У нас на такое известие выработан иммунитет, поскольку мы не берем в работу заведомо несогласуемые перепланировки. Если мы получаем отказ, то, скорее всего, дело в какой-либо формальности, и нашему клиенту, в худшем случае, грозит увеличение сроков на месяц и в перепланировке квартиры (успешно согласованной) можно не сомневаться.

Однако это относится лишь к опытным и ответственным согласователям, которые четко понимают, какой объект берут в работу и изначально представляют путь согласования по данному варианту перепланировки.

Наша компания отличается минимальным количеством отказов благодаря тому, что сотрудники фирмы имеют огромный опыт в согласовании перепланировки проектов, кроме того у нас работают опытные инженеры-проектировщики, которые специализируются только на проектах перепланировок.

Для непрофессионалов в этой сфере, которые руководствуются формулировкой «главное взять заказ, а там видно будет», отказы имеют более плачевные последствия: мы не раз встречали у коллег отказы с совершенно удручающими формулировками которые играли фатальную роль в  согласовании перепланировки. Возможно слово фатальное здесь применимо слишком остро, конечно ничего страшного не случается, просто заказчик второй раз оплачивает проектную документацию.

Почему может быть получен отказ от Жилинспекции в перепланировке квартиры?

Исчерпывающий перечень причин дан в приложении 2 к постановлению правительства Москвы № 508-ПП (выдержку из него вы можете прочитать в конце статьи), однако на практике их может быть значительно больше.

Самой распространенной является формулировка:
«несоответствие проекта требованиям нормативных правовых актов РФ и города Москвы» и далее идет (или не идет, и ошибку ищем сами) комментарий что именно не соответствует.

Под эту формулировку можно «подогнать» все, что угодно: как простые формальности — и забытая подпись инженера на одном из 40 листов проекта, непроставленная печать, и «неподложенный» договор на авторский надзор, и разночтения на каких-то листах проекта, так и реальные нарушения действующих нормативов.

Что делать при получении отказа в перепланировке?

Сначала следует ознакомиться с формулировкой и четко понять позицию жилищной инспекции. Как правило причина отказа обозначается весьма недвусмысленно — как и условия для получения положительного заключения.

Поняв, что от вас хотят, можно действовать несколькими способами:

  1. Выполнить, то, что требует жилищная инспекция — собрать заново комплект документов, приложить отказ и сдать на рассмотрение.
  2. Записаться на прием к руководителю жилищной инспекции и постараться аргументировать свою позицию — так можно поступить, когда есть действительно сильные аргументы в вашу пользу.
  3. Идти в суд.

Обжалование отказа в судебном порядке при сложных ситуациях в перепланировке квартиры — как правило — последняя надежда, когда первые два варианта не принесли результатов.
В целом, обжалование отказа в перепланировке имеет немного шансов на успех.

Если вы получили отказ в согласовании перепланировки, будем рады вам помочь.
Мы можем проанализировать вашу перепланировку и дать свои рекомендации для получения положительного решения.

Ошибочные отказы в согласовании перепланировки в жилом или нежилом помещении

Бывает и такое, хотя в этом никто никогда не признается. Например, в документе стоит требование «предоставить согласование Мосгаза», а вы это согласование прошли, получили справку Мосгаза, приложили к комплекту сданных документов, но по какой то причине ее «проглядели» при вынесении решения.

В данном случае на эту ошибку стоит указать и повторно сдать документы на рассмотрение. Как правило, при таких «ошибочных отказах», повторное рассмотрение происходит быстрее.

Как же так получилось?

И конечно же, нас интересует ответ на главный вопрос. Как же так получилось? Ведь идет многоступенчатый контроль. Консультация, проектирование, сдача в «одно окно», где ставят печать о принятии документов на рассмотрение, что по идее является подтверждением корректности сдаваемой документации.

В принципе, неверно составленные бумаги должны «завернуть» еще на этапе приема и отправить на доработку, а мы вдруг получили отказ (причем зачастую, по крайне малозначительному поводу), и потеряли месяц.

Увы, этот вопрос является риторическим, и мы на него не ответим.

Обычно идут маловразумительные объяснения и ссылка либо на низший состав «специалист службы одного окна МФЦ «проглядел», либо на высший состав — на начальника жилищной инспекции («руководителю виднее») который подписал решение об отказе.

Образцы решений об отказе в согласовании перепланировкиОтказ в согласовании перепланировки квартиры в 2020 году по ЖК РФ: что делать, как обжаловать

Дополнительно:

​Основания для отказа контролирующей организацией в согласовании перепланировки квартиры
(Выдержка из постановления правительства Москвы № 508-ПП)

Вступление в законную силу решения суда, ограничивающего право лица, владеющим жилым, нежилым помещением в многоквартирном доме на праве собственности, аренды, найма, пользования, на проведение переустройства и (или) перепланировки указанного помещения;

Заключение о недопустимости переустройства и (или) перепланировки помещения, выданное Департаментом культурного наследия города Москвы;

Заключение проектной организации о техническом состоянии конструкций здания и о невозможности производства планируемых работ, в случае согласования переустройства и (или) перепланировки в соответствии с типовым проектом переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме.
2.26.

Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме является исчерпывающим.

Основаниями для отказа в оформлении приемочной комиссией акта о произведенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме является:

Уведомление заявителем Мосжилинспекции о завершении производства работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме по истечении срока действия решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, установленного пунктом 3.3. настоящего регламента;

Несоответствие произведенного переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме проекту переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, представленному в соответствии с пунктом 2.10.5 настоящего регламента.

Перечень оснований для отказа в оформлении приемочной комиссией акта о произведенном переустройстве и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах является исчерпывающим.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме или об отказе в оформлении приемочной комиссией акта о произведенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме подписывается уполномоченным должностным лицом Мосжилинспекции, в том числе, с использованием электронной цифровой подписи при его оформлении в электронном виде.

Источник: http://www.PereplanirovkaMos.ru/otkaz-v-soglasovanii-pereplanirovki.html

Дали отказ в переустройстве и перепланировке жилья: Как можно обжаловать

В последнее время остро стоит вопрос недвижимостью, ее продажи и переустройства. В данной статье мы разберемся, что такое переустройство жилья, отличия переустройства от перепланировки, дали отказ на переустройство или перепланировку, сроки для обжалования отказа, какие есть основания, чтобы обжаловать отказ, обращение в государственные органы или суд.

Переустройство жилья

Переустройство жилого помещения – это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).

Перепланировка жилого помещения – это изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ).

Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» предполагает под переустройством (переоборудованием) жилых помещений следующее:

  • установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
  • перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов;
  • устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат;
  • прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Перепланировка жилых помещений предполагает:

  • перенос и разборку перегородок;
  • перенос и устройство дверных проемов;
  • разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир (объединение комнат или их разграничение);
  • устройство дополнительных кухонь и санузлов;
  • расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений (кладовок);
  • ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения;
  • устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. В этом вопросе очень важно осознавать суть самих правовых отношений.

Естественно, в первую очередь стоит обратить внимание на правовую базу, которая по данным вопросам очень широка и витиевата. Начинать стоит с самих кодексов, включая Уголовный и Гражданский Кодекс, а потом переходить к отраслевым актам, а также постановлениям пленума и доктрине.

К сожалению, этого в большинстве случаев недостаточно, так как каждая ситуация индивидуальна. Стоит понимать сами правоотношения с фактической точки зрения, а также все сопутствующие акты, которые были заключены в рамках данных правоотношений.

Так как данные правоотношения очень запутаны, лучше обратиться за юридической помощью.

Причем к выбору юриста лучше тоже подойти тщательно, так как нужен именно тот, который либо занимается этими отношениями, либо понимает, как защищать ваши права не только в гражданской, но и уголовной сфере.

В конечном итоге будет возможно добиться реального продвижения по этому делу. Юристы помогут оценить саму ситуацию, насколько вы в ней правы, как из нее выбраться и какие шаги нужно предпринять.

Логично, что нужно защищать свои права, но выбранный способ может существенно отличаться один от другого. Возможно удастся решить вопрос в мирном урегулирование, а есть вероятность, что дело дойдет до гражданского суда или вовсе до уголовного дела, против мошенника.

В любом случае, необходимо, как минимум компенсировать ущерб и сделать это первоначальной целью.

Отказ в согласовании перепланировки квартиры в 2020 году по ЖК РФ: что делать, как обжаловать

Отличие переустройства от перпланировки

Бывают случаи, когда владельцев жилплощади не удовлетворяет та планировка, которую установили строители. В жилищном кодексе сказано, что гражданам разрешена перепланировка и переустройство жилья. Чем же перепланировка отличается от переустройства.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке доли в квартире в 2020 году

Перепланировкой жилого помещения называют изменения в его конфигурации, которое требует внести поправки в его технический паспорт. Данные изменения выполняются, следуя эскизу или проекту.

По эскизу делают следующие изменения:

  1. Полное или частичное изменение перегородок, исключая межквартирные.
  2. Заделка и устройство дверных проемов.
  3. Устройство новых перегородок таким образом, чтобы нагрузка на перекрытия не увеличивалась.
  4. Установка или замен дополнительного инженерного оборудования.

По проекту выполняют более серьезные изменения:

  1. Установка проемов в межквартирных перегородках и несущих стенах для объединения двух близлежащих квартир по горизонтали.
  2. Установка в перекрытиях внутренних лестниц или проемов.
  3. Устройство перегородок, увеличивая нагрузки на несущие стены.
  4. Изменение конструкции полов.

Переустройство жилого помещения состоит из: установки, замены или же изменения местоположения инженерных сетей, а также различного оборудования, требующего изменений в техническом паспорте. Обычные общественные отношения могут испорчены действиями недоброжелателей. В одном случае это может быть простейшие недопонимание, которое разрешается либо в мирном порядке, либо в судебной плоскости.

Такой вопрос ставится в рамках гражданско-правовых, жилищных и административных отношениях и в принципе являются неприятными, но рядовыми ситуациями. Все намного сложнее, когда один из субъектов правоотношений умышленно искажает эти самые общественные отношения.

Здесь также все может разделиться на несколько различных правовых полей, в одном случае это влечет обычную отмену договора, выплату компенсаций и другие гражданско-правовых последствия.

В другом случае все обстоит намного сложнее, и в общественные отношениях замешены лица, которые совершают уголовные преступления.

Легальные и нелегальные схемы обычно отличаются точной отработкой сценария, таким образом, они, во-первых, являются скрытыми, во-вторых, даже если причиняется ущерб мошенник переносит все в гражданско-правовое поле.

Таким образом, привлечь настоящего мошенника к уголовной ответственности зачастую бывает очень сложным занятием. Для этого необходимо раскрыть всю схему его действий, показать реальный ущерб общественным отношениям, факты обмана, злоупотребления доверием, изобличить замешенных лиц и т. д.

Естественно, этим должны заниматься правоохранительные органы, но нельзя не заметить, что для возбуждения дела требуется приложить массу усилий, иначе если в деле не будет найдено ничего криминального, то этот вопрос будет разрешаться в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 25 ЖК РФ, на основании проекта, разрешены следующие виды переустройства:

  • Замена сантехники, инженерного и технического оборудования.
  • Установка ванных комнат, туалетов и кухонь.
  • Переустановка сантехнических, отопительных и газовых приборов
  • Замена газовых бытовых плит на электрические.
  • Установка дополнительного инженерного оборудования, с помощью которого можно увеличить энерго, водопотребление, заменяя существующие или прокладывая дополнительные проводящие сети.

К переустройству квартиры также относится демонтаж подводящих сетей или инженерного оборудования при условии обязательного сохранения существующих стояков снабжения канализаций холодной и горячей водой. Данный демонтаж можно производить, основываясь на эскизе.

Таким образом, главное отличие между переустройством и, перепланировкой заключается в том, что в случае переустройства вы существенно изменяете инженерное, техническое и электрическое оборудование, а выполняя перепланировку, – изменяете планировку, т.е. производите установку или разрушение новых стен для объединения комнат, квартир и пр.

Теперь отметим то, что категорически запрещается делать в процессе перепланировки и переустройства квартиры. Законодательство запрещено предпринимать следующие изменения:

  1. Вырубать ниши, пробивать отверстия в стойках и колоннах, стенах- диафрагмах и стенах- пилонах
  2. Делать штрабы для скрытой электропроводки и трубопроводов в горизонтальных швах стеновых панелей.
  3. Ликвидировать каналы естественной вентиляции.
  4. Ограничивать доступ к инженерным коммуникациям или выключающим устройствам.

Переустройство и перепланировка квартиры, не должны снижать удобство проживания в доме других граждан, а также не должны понижать прочность и устойчивость несущих конструкций здания, то есть то, что может вызвать разрушений дома. Также, запрещается увеличение подсобной площади за счет жилой, не изменяя их статус, и установка регулирующих устройств на общедомовых и инженерных сетях.

Любое из этих изменений должно быть узаконено. В основном этим занимаются специальные комиссии, состоящие в муниципалитетах, или районные отделения жилинспекций.

Отказ в согласовании перепланировки квартиры в 2020 году по ЖК РФ: что делать, как обжаловать

Дали отказ на переустройство или перепланировку

Узаконить перепланировку собственник может только после сбора и сдачи комплекта документов в Жилищную инспекцию. По всей России вводится в настоящее время система МФЦ, Центра многофункциональных услуг. Проще всего документы принести именно туда.

Затем из МФЦ они направляются в территориальное подразделение Жилищной инспекции. В разбираемой области правовых отношениях есть множество подводных камней.

Даже сами юристы и лица, работающие в судах и правоохранительных органах, могут запутаться по определенной категории дел.

Все начинается с того, что сложно определить саму отрасль правоотношений, дело в том, что одно и то же дело может разбираться как судом, так и правоохранительными органами. Отделить одно от другого бывает очень сложно, так как мошенничество так или иначе затрагивает гражданские отношения и необходимо разбираться в этом вопросе.

Поэтому важно проанализировать ситуацию с фактической точки зрения, а потом также обратиться к правовым актам, в первую очередь таковым будет Гражданский Кодекс в том пункте, где регламентируется сделка. Кроме того, могут потребоваться и другие отраслевые акты, например, ФЗ «О защите прав потребителей», которые регулирует отдельные виды гражданских отношениях.

Кроме того, конечно же, стоит изучить состав мошенничества или его вида, просмотреть литературу по этому вопросу, комментарии и желательно знать общую часть, чтобы понимать, о чем идет речь.

В конечном итоге, даже так иногда бывает сложно отделить одного от другого, так как, казалось бы, обман был, но его можно спокойно сбросить на недоброжелательное заключение договора.

После проверки документов на руки заявителю выдается выписка о приеме и анализе пакета бумаг. В выписке указывается дата сдачи документов, № дела, дата получения разрешения для того, чтобы узаконить перепланировку.

Таким образом, привлечь настоящего мошенника к уголовной ответственности зачастую бывает очень сложным занятием.

Для этого необходимо раскрыть всю схему его действий, показать реальный ущерб общественным отношениям, факты обмана, злоупотребления доверием, изобличить замешенных лиц и т. д.

В желании узаконить перепланировку квартиры, либо оформить переустройство, Жилищная инспекция может отказать гражданину. Это право государственному органу дает статья 27 ЖК РФ.

Непредоставление полного комплекта документов. Эта причина отказа является самой распространенной. Собственнику необходимо предоставить не только проект перепланировки. В комплект документов входят еще технический паспорт на квартиру, документы правоустанавливающего характера и другие.

Порядок отказа по этому основанию допускается лишь если уполномоченный орган предложил заявителю еще раз представить ему документ, который необходим для проведения переустройства или перепланировки. Например, необходим проект перепланировки квартиры. Если в течение 15 рабочих дней заявитель проигнорировал требование уполномоченного органа, не предоставил проект перепланировки, то ему отказывают в согласовании перепанировки.

Документы предоставляются заявителем не в тот орган.

Проект перепланировки квартиры не соответствует требованиям законодательства. Отказ должен быть мотивированным. Уполномоченные органы ссылаются на правовые нормы, которые были нарушены заявителем. Не позднее трех дней со дня вынесения решения об отказе, заявитель оповещается. Но при этом он имеет право не согласиться с решением Жилищной инспекции. Несогласие заявитель выражает иском в суд.

Источник: https://jur24pro.ru/populyarnye-temy/zhile-kvartiry-doma/dali-otkaz-v-pereustroystve-i-pereplanirovke-zhilya-kak-mozhno-obzhalovat/

Как оспорить решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

В соответствии с требованиями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения могут быть произведены только собственником соответствующего помещения или уполномоченным им лицом.

Таким правом не обладают наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, за исключением случая, когда наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма уполномочен наймодателем на представление необходимых документов.

Раскроем смысл понятий «переустройство» и «перепланировка» и определим отличия между ними.

Под переустройством понимается изменение технических характеристик различного оборудования, расположенного в помещении. Это может быть замена, установка или перенос инженерных сетей и иного технического оборудования.

Все указанные изменения должны вноситься в технический паспорт жилого помещения, под которым понимается документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия жилого помещения требованиям жилищного законодательства.

Например, если речь идет о замене ванны, и новая ванна устанавливается на том же месте, где находилась старая, то изменения в технический паспорт не вносятся, соответственно, данные действия нельзя отнести к переустройству.

К переустройству, требующему внесения изменений в технический паспорт, может относиться, например, установка бытовых электроплит вместо газовых плит; или перенос электрических сетей, нагревательных сантехнических и газовых приборов; или устройство новых вентиляционных каналов; или прокладка новых, либо замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройств для ванной комнаты (установка душевых кабин, стиральных машин повышенной мощности и так далее).

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, также требующее внесения изменений в технический паспорт помещения.

К перепланировке могут относиться: перенос, разборка и установка новых межкомнатных перегородок; перенос, увеличение, уменьшение, производство новых и перенос существующих дверных и оконных проемов; устройство дополнительных помещений в квартире (кухонь, туалетов, ванных, кладовок и так далее); расширение жилых комнат в квартире за счет вспомогательных помещений. В перечисленных случаях меняется только внутренняя конфигурация помещения, то есть при перепланировке изменения происходят внутри стен помещения, не выходя за их пределы.

Если, например, была застеклена лоджия или произведена замена рамы, то этими действиями не была изменена конфигурация жилого помещения и в технический паспорт не требуется внесение изменений, и, как следствие, нельзя назвать эти действия перепланировкой жилого помещения (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 ноября 2012 года по делу № А14-9730/2012).

Переустройство и (или) перепланировка жилых помещений, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Также не допускается переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.

В реконструируемых жилых домах переустройство и (или) перепланировка производятся в соответствии с планом реконструкции. Производимые изменения должны соответствовать также требованиям строительных, санитарно-гигиенических и эксплуатационно-технических нормативных документов.

Кроме того, производимые переустройство и (или) перепланировка должны соответствовать нормативным актам, действующим в области архитектуры и строительства, в сфере противопожарной защиты жилых помещений, в сфере санитарно-противоэпидемического благополучия населения.

Производимые изменения должны соответствовать также законодательству о культурных ценностях и нормативным правовым актам, регулирующим охрану строений, отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2013 года по делу № А29-4745/2012).

На практике может возникнуть ситуация, когда, например, собственнику будет отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения принимается органом местного самоуправления не позднее чем через 45 дней со дня обращения заявителя в указанный орган.

Читайте также:  Камеры видеофиксации ГИБДД: какие нарушения фиксируют и как работают в 2020 году

Отметим, орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения только в случаях, указанных в статье 27 ЖК РФ.

В указанной статье представлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2013 года по делу № А12-20761/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2012 года № Ф09-11243/12 по делу  № А47-8825/2011).

Так, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается, если не представлены предусмотренные статьей 26 ЖК РФ документы, или они представлены в ненадлежащий орган, а также если проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не отвечает требованиям законодательства. Нарушение этих требований служит причиной отказа в согласовании органом местного самоуправления переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Важно отметить, что в случае, например, выдачи заявителю документа, подтверждающего согласование переустройства и (или) перепланировки, который впоследствии был признан недействительным и недействующим, скажем, по решению суда, налицо отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июня 2013 года № Ф09-4498/13  по делу № А76-14270/2012).

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения.

Указанное решение должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные статьей 27 ЖК РФ, то есть отказ должен быть обоснованным.

Гражданские дела о перепланировке и (или) переустройстве жилого помещения в большинстве случаев рассматриваются в порядке искового производства в судах общей юрисдикции.

В исковом заявлении об оспаривании решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в обязательном порядке необходимо сослаться на соответствующее решение об отказе с указанием причин отказа, изложить обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении либо несоблюдении сроков принятия решения, а также перечислить обстоятельства, по которым принятое решение является, на Ваш взгляд, необоснованным.

Приложениями к исковому заявлению об оспаривании решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, как правило, являются:

  1. правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  2. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  3. технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  4. согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя, занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального.

В случае если жилое помещение или дом, в котором находится жилое помещение, является памятником архитектуры, истории или культуры, то к исковому заявлению необходимо приложить еще и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Зачастую сложности с согласованием проекта и соблюдением установленных ЖК РФ правил толкают владельцев жилых помещений на самовольные действия по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения.

Отметим, что самовольное переустройство и (или) перепланировка жилого помещения является противоправным деянием, которое влечет за собой установленную законом ответственность для лиц, совершивших данное нарушение.

Ответственность за самовольное переустройство и (или) перепланировку жилого помещения предусмотрена нормами административного, жилищного и уголовного законодательства.

Анализ судебной практики показывает, что нередко судами рассматриваются дела об оспаривании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. При этом только орган местного самоуправления, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки жилья, вправе обратиться с иском в суд.

В отношении собственника жилого помещения орган местного самоуправления обращается в суд с исковым заявлением о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

В отношении же нанимателя жилого помещения по договору социального найма – с исковым заявлением о расторжении соответствующего договора с возложением на собственника данного жилого помещения, являвшегося в данном случае наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению указанного жилого помещения в прежнее состояние.

Важно, что орган местного самоуправления может обратиться в суд с соответствующим заявлением только после направления собственнику (нанимателю) переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения предупреждения о приведении помещения в первоначальное состояние. Органом местного самоуправления устанавливается разумный срок для устранения допущенных нарушений с целью приведения жилья в прежнее состояние.

И только при неисполнении этой обязанности в разумный срок орган местного самоуправления обращается в суд (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 января 2013 года № Ф09-6194/10 по делу № А60-58866/2009, Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 июня 2013 года № ВАС-4866/11 по делу № А60-58866/2009-С3, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2012 года по делу № А32-46044/2011).

По общему правилу, действия по самовольному переустройству и (или) перепланировке жилого помещения не могут быть оформлены «задним числом». Впрочем, иногда, в случае привлечения к делу квалифицированного юриста, удается отстоять и узаконить произведенные изменения уже по факту их производства.

В случае осуществления самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения лицу, осуществившему соответствующие переустройство и (или) перепланировку и желающему сохранить помещение в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, в заявлении следует указать обстоятельства, свидетельствующие о ненарушении прав и законных интересов граждан и исключающие угрозу причинения вреда их жизни или здоровью. Таким образом, лицо, осуществившее самовольные переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, не лишено права согласовать произведенные изменения с органом местного самоуправления, когда для этого нет препятствий.

  1. В случае отказа в удовлетворении требований о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и несогласии заявителя с принятым решением, при наличии оснований полагать, что никаких препятствий для сохранения помещения в переустроенном (перепланированном) виде нет, лицо, считающее, что его права нарушены, вправе обратиться за судебной защитой своего нарушенного или оспариваемого права (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 июня 2013 года № Ф09-3782/13 по делу № А76-16081/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 декабря 2012 года № Ф03-5666/2012 по делу № А73-4944/2012).
  2. Решение сохранить жилое помещение в существующем состоянии может быть принято судом как по отдельному заявлению гражданина, так и по встречному иску, предъявленному им по делу о продаже жилого помещения с публичных торгов либо о расторжении договора социального найма.
  3. К участию в деле при рассмотрении заявлений об оспаривании решений органов местного самоуправления об отказе с согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения привлекаются лица, интересы которых могут быть затронуты решением суда, например, члены семьи заявителя, соседи по квартире, дому и иные лица.

Необходимо отметить такой момент.

На практике может возникнуть ситуация, когда, например, собственник жилого помещения, имея на руках решение органа местного самоуправления о согласовании и (или) переустройстве жилого помещения, производит это самое переустройство и (или) перепланировку жилого помещения с нарушением требований строительных, санитарно-гигиенических и эксплуатационно-технических нормативных документов, нанимает дешевую рабочую силу, которая не имеет достаточной квалификации для проведения работ подобного рода. Учитывая, что достаточно большая часть жилого фонда страны находится в ветхом состоянии, в случае, например, повреждения несущих стен, последствия могут оказаться плачевными.

В данной ситуациие о защите своих жилищных прав необходимо подумать и соседям, проявляя бдительность.

Соседи могут обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, которым принято решение о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, либо с исковым заявлением о пресечении незаконных действий, создающих угрозу утраты их права собственности, если в процессе работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения возникают различного рода аварийные ситуации, например, замыкание электропровода, утечка газа, нарушение холодного, горячего водоснабжения, канализации, пожар и так далее. Акты, составленные организациями, устраняющими аварийные ситуации, могут послужить доказательствами в суде, для подтверждения факта несоответствия работ, проводимых работниками, нанятыми владельцем переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

Необходимо отметить, что споры, связанные с применением жилищного законодательства, всегда являлись самыми многочисленными среди других категорий гражданских дел, рассматриваемых судами, и одними из самых сложных. Соответственно, в целях защиты своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, целесообразно обратиться к квалифицированному юристу.

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/351097/

Обжаловать отказ согласования перепланировки помещения

ВОПРОС: Были поданы документы на перепланировку квартиры. Однако было принято решение об отказе в согласовании перепланировки. Как обжаловать отказ в согласовании перепланировки?

ОТВЕТ: В силу ч.3 ст. 27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Данная норма Жилищного кодекса РФ предусматривает, что отказ согласования переустройства или перепланировки помещения в многоквартирном доме может быть обжалован в суде.

Обжалование отказа в согласовании перепланировки происходит в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (ст.ст.218-228 КАС РФ).

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из данного положения, срок для обжалования решения составляет три месяца.

Однако этот срок исчисляется не с момента, когда был отказ в согласовании перепланировки, а с момента, когда заявителю стало об этом известно. Например, решение должно быть выдано заявителю лично или направлено ему по почте не позднее трех дней с момента его принятия.

Следовательно, о принятом решении заявитель должен узнать либо в день обращения за решением, либо в день получения его по почте. Именно с этого момента и следует исчислять срок на обжалование отказа согласования переустройства или перепланировки помещения. Кроме того, пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.

Согласно ч.2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

  1. сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
  2. орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
  3. наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
  4. сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
  5. иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
  6. сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
  7. нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
  8. сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;
  9. сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
  10. требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Читайте также:  Налог с продажи квартиры менее 3 лет в собственности в 2020 году

Из приведенной части статьи 220 КАС РФ необходимо выделить положения, указанные в пунктах 6 и 7. Так, в административном исковом заявлении должны быть указаны права или законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушает обжалуемое решение об отказе в согласовании перепланировки. Применительно к случаю, когда был отказ согласования переустройства или перепланировки помещения, нарушаются: право на осуществление перепланировки и право пользования помещением по своему усмотрению.

Также в заявлении должно быть указано, каким нормативным правовым актам не соответствует обжалуемое решение. Поскольку отказ в согласовании перепланировки допускается только по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, то необходимо указать, какому из пунктов части 1 статьи 27 ЖК РФ не соответствует решение.

Как следует из статьи 226 КАС РФ, административное исковое заявление рассматриваются судом в течение одного месяца.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения об отказе в согласовании перепланировки суд выясняет:

  1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
  2. соблюдены ли сроки обращения в суд;
  3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
  4. полномочия органа на принятие оспариваемого решения;
  5. порядок принятия оспариваемого решения;
  6. основания для принятия оспариваемого решения;
  7. соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из перечисленных положений, решение об отказе в согласовании перепланировки может быть отменено судом при наличии одновременно двух условий: нарушение прав заявителя и несоответствие решения Жилищному кодексу РФ.
В частности, если был отказ в согласовании перепланировки, то нарушается право пользования помещением по своему усмотрению, а именно право на осуществление перепланировки помещения.
Решение признается несоответствующим нормативно правовым актам, если заявителю было отказано по основаниям, которые не предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

Источник: http://olegumerenkov.ru/obzhalovat-otkaz-soglasovaniya-pereplanirovki-pomeshheniya/

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Право собственности на недвижимость включает в себя несколько правомочий, в том числе и распоряжения жилым или коммерческим объектом. Но при реализации этого права собственнику нельзя забывать об интересах других лиц, например, соседей. В случае переустройства жилого помещения или перепланировки, необходимо соблюсти ряд процедур.

Понятия переустройства и перепланировки жилого помещения

Определение перепланировки или переустройства жилого помещения включено в ЖК РФ от (2004 года). Переустройство жилого помещения включает в себя:

  • монтаж бытовых плит (электрические вместо газовых);
  • перенос газовых или электроприборов;
  • монтаж ванных комнат;
  • прокладку трубопроводов;
  • монтаж приборов нового поколения и т.д.

Отличительная особенность перепланировки жилого помещения состоит в том, что изменения необходимо вносить в технический паспорт. Это требование нельзя игнорировать, поскольку перепланировка жилого помещения подразумевает изменение его конфигурации.

Эта работа проводится с сохранением назначения помещения, но подразумевает частичные изменения в главных конструкциях. Все это должно проводиться в точном соответствии с требованиями по нормативным документам.

К требованиям относятся строительные, экологические, эксплуатационно-технические нормы.

Нельзя проводить собственнику помещения мероприятия, которые влияют на архитектуру домов. Например, нельзя монтировать балконы, козырьки, эркеры в самовольном порядке.

Все необходимо согласовывать перед тем, как выполнить перепланировку. Если гражданин купил помещение с изменениями, о которых не были оповещены уполномоченные органы, необходимо узаконить перепланировку.

Таким образом, оформление перепланировки жилого помещения необходимо во всех случаях.

Перепланировка может включать в себя следующие действия собственника:

  • монтаж и перенос перегородок;
  • монтаж дверных проемов;
  • монтаж дополнительных санузлов;
  • монтаж балконов или лоджий;
  • создание входов;
  • расширение площади жилого назначения посредством вспомогательных помещений и т.д.

При этом те или иные действия перепланировки должны отражаться в проекте перепланировки квартиры и осуществляться по эскизам, составленным профессионалами.

Причины отказа в согласовании перепланировки или переустройства жилого помещений

Узаконить перепланировку собственник может только после сбора и сдачи комплекта документов в Жилищную инспекцию. По всей России вводится в настоящее время система МФЦ, Центра многофункциональных услуг. Проще всего документы принести именно туда.

Затем из МФЦ они направляются в территориальное подразделение Жилищной инспекции. После проверки документов на руки заявителю выдается выписка о приеме и анализе пакета бумаг.

В выписке указывается дата сдачи документов, № дела, дата получения разрешения для того, чтобы узаконить перепланировку.

В желании узаконить перепланировку квартиры, либо оформить переустройство, Жилищная инспекция может отказать гражданину. Это право государственному органу дает статья 27 ЖК РФ. Рассмотрим причины:

  • Непредоставление полного комплекта документов. Эта причина отказа является самой распространенной. Собственнику необходимо предоставить не только проект перепланировки. В комплект документов входят еще технический паспорт на квартиру, документы правоустанавливающего характера и другие. Порядок отказа по этому основанию допускается лишь если уполномоченный орган предложил заявителю еще раз представить ему документ, который необходим для проведения переустройства или перепланировки. Например, необходим проект перепланировки квартиры. Если в течение 15 рабочих дней заявитель проигнорировал требование уполномоченного органа, не предоставил проект перепланировки, то ему отказывают в согласовании перепанировки.
  • Документы предоставляются заявителем не в тот орган.
  • Проект перепланировки квартиры не соответствует требованиям законодательства. Отказ должен быть мотивированным. Уполномоченные органы ссылаются на правовые нормы, которые были нарушены заявителем. Не позднее трех дней со дня вынесения решения об отказе, заявитель оповещается. Но при этом он имеет право не согласиться с решением Жилищной инспекции. Несогласие заявитель выражает иском в суд.

Недостатки правовых норм в формировании причин отказа

Кратко опишем существующие проблемы в законодательстве, которое регулирует вопросы перепланировки помещений.

  • Статья 27 ЖК РФ. Она включает в себя причины отказа в перепланировке. Нормы статьи императивны, что не допускает их изменения на уровне субъектов РФ. Особое внимание уделяем основанию, по которому проект перепланировки не соответствует требованиям законодательства. Эта формулировка имеет недостаток. Получается, что в случае отказа по этой причине, необходима юридическая экспертиза проекту перепланировки. Правовая экспертиза должна проводиться на предмет того, соответствует ли проект перепланировки федеральному или местному законодательству. Экспертиза в проведении влечет дополнительные затраты для заявителя, а также возникает вопрос с их возмещением в случае ошибки со стороны сотрудников подразделения Жилищной инспекции. Ошибка может быть выявлена, когда будет проведена экспертиза. В целях избежания отказа, многие потребители обращаются к юристам. Юридическая экспертиза проводится ими на стадии разработки проекта. Экспертиза, проводимая специалистами, минимизирует риски отказа в перепланировке. Обычно в услуги юристов входит полное сопровождение этапов перепланировки, экспертиза – в том числе.
  • Форма отказа. В ЖК РФ нельзя найти положения о том, какую форму необходимо использовать для отказа в перепланировке или в переустройстве. Регионы вправе самостоятельно устанавливать типовую форму переустройства (перепланировки) жилого помещения. Эту типовую форму они закрепляют в правовых актах. Но нельзя говорить о том, что все регионы издали акты, в которых закрепили форму отказа. Где типовые формы отказа переустройства помещения не утверждены, пользуются произвольным вариантом. Предполагается, что единая форма отказа по всей России была бы лучшим вариантом. Типовая форма отказа могла бы заменить документ об отказе, написанный в произвольном варианте.

Состав проекта перепланировки

Разработка проекта включает две части. Их содержание необходимо согласовать в уполномоченных органах. Текстовая и графическая часть содержат в себе планировочные и конструктивные решения, материалы, рекомендации при осуществлении перепланировки жилого помещения. Если посмотреть на проект жилого объекта, то можно увидеть:

  • титульный лист;
  • введение;
  • общую информацию;
  • инженерное оборудование;
  • акт обязательства.

На титульном листе проекта жилого помещения указаны реквизиты и наименование организации, которая занимается документом. Исключать какую-либо часть из проекта нельзя, нужно выполнить все пункты. Главный инженер должен подписать проект.

Подпись указывает на соответствие документа нормам и правилам. Согласовывать проект необходимо только с подписью ответственного лица.

Далее, проект перепланировки квартиры содержит в себе введение, описание схемы здания, особенности конструкций.

Согласование проекта осуществляется только при перечислении в проекте технических характеристик объекта, обозначаются причины разработки перепланировки квартиры с ее номером. Общие данные проекта указывают на перечень нормативных актов, ГОСТов, норм, которые приняты в конкретном регионе.

Это важная часть проекта, согласование без нее не может быть проведено. Порядок создания проекта допускает, что список нормативов будет проведен на отдельной странице. Она называется нормативной базой.

Кроме того, проект включает в себя перечень мероприятий, которые проводились в процессе перепланировки, указывается на наличие инженерного оборудования.

Незаконную перепланировку, переустройство квартир или домов необходимо согласовывать. Таков порядок, установленный законодателем. Если собственником помещения согласование не осуществляется, то переустройство незаконно, и это грозит неприятными последствиями.

Например, могут быть применены штрафные санкции в отношении собственника, кроме того, существует порядок предписаний, выданный Жилищной инспекцией о приведении жилого помещения в типовые формы, существовавшие до перепланировки.

Если после предписания согласование не случилось, порядок таков, что суд может вынести решение о продаже квартиры или другого помещения с торгов (статья 29, п. 5 ЖК РФ).

Источник: https://advokat-malov.ru/zhilishhnoe-pravo/otkaz-v-soglasovanii-pereustrojstva-i-ili-pereplanirovki-zhilogo-pomeshheniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector